О профессиональном стандарте деятельности полиграфолога

О профессиональном стандарте деятельности полиграфолога

Автор: Ю.М. Дробязка
Стремление руководства страны в ближайшем будущем обеспечить России полноправное членство во Всемирной Торговой Организации (ВТО) дает надежду на скорейшую и более глубокую интеграцию отечественной экономики в процесс развития постиндустриальных стран.

Экономическая интеграция подразумевает интеграцию и социальную, когда процесс развития нашего общества встретится с особенностями формирования постиндустриального общества. По данным исследований Всемирного Банка в странах с такой экономикой инновационная индустрия, или экономика знаний, занимает до 77% от всего народного хозяйства страны. В сложившихся условиях каждые 72 часа знания общества удваиваются, в то время, как технологические знания обновляются на все 100% каждые два года.
 
Ряд международных экспертов вместо термина «знания» применяют термин «информация». Но это уже не столь важно, так как и в том, и в ином случае в таком обществе постоянное образование, приобретение новых профессиональных умений и совершенствование имеющихся навыков становятся непременными условиями для достижения жизненного успеха каждого трудящегося индивидуума. 
Нас ждет интеграция с обществом, основанном на знаниях, с обучающимися его членами, где и государство, и работодатели, и сами граждане несут солидарную ответственность за образование, где стратегическим национальным сознанием является обучение в течение всей жизни.
 
В США и ведущих странах Европейского Союза, составляющих базовую основу ВТО, само профессиональное образование ориентировано на бесконечное и быстрое увеличение и обновление знаний. Жесткие законы рынка не оставляют ни малейшего шанса образовательным институтам, игнорирующим потребности и работодателей, и государства, и общества в целом. По данным исследований того же Всемирного Банка внедрение в учебную программу высшего учебного заведения США отдельной новой профессии займет не более 1 месяца. В Российской Федерации подобная процедура может занять почти 96 (!) месяцев, т. е. 8 лет! Это с учетом всех административных и бюрократических условностей, правил и преград, начиная с включения новой профессии в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС).

Пора понять, что интеграция в ВТО – это далеко и не просто формальное признание неких общих правил международной торговли, это еще признание и принятие общей концепции общественно-экономического развития. Это сплетение не только товарно-сырьевых и производственно-отраслевых рынков, но и интеграция рынков труда различных стран в единый международный рынок трудовых ресурсов на основе равновозможностной конкуренции.
 
Надо признать, что отечественному рынку трудовых ресурсов свойственна низкая профессиональная квалификация и избыток невостребованных гуманитарных специалистов при одновременном колоссальном дефиците рабочих рук и мозгов на производственно-техническом и технологичном направлении. В России, к сожалению, предпринимаемые попытки формирования национальной стратегии развития образования безуспешны уже только потому, что не интегрированы в современные процессы общественного развития и адаптированы под требования лишь индустриального общества, где обучение в течение всей жизни, как национальная стратегия, не актуальна.

Очевидно, что в области использования системы Квалификационных  справочников за годы ее применения возникло множество проблем: организационных, правовых, методических, финансовых и прочих.

Изменяющийся рынок труда требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности и предъявляемым к ним требованиям. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов, которая активно обсуждается на «высшем уровне» и, как следствие, в российском трудовом законодательстве появляется новый институт – институт профессиональных стандартов.
Особенно важным введение этого института видится для такой сложной и специфической профессии, как полиграфолог. Полиграфология требует от ее носителя развития в различных смежных областях знаний, быть «в теме» новшеств, современных методов исследования и постоянно аккумулировать в себе опыт коллег и более развитых в этой области стран, учитывая чужие ошибки. Именно эти требования к уровню компетенции и знаний специалиста-полиграфолога и призван обеспечить профессиональный стандарт.
 
Можно уверенно констатировать, что ежегодно в федеральной сфере с помощью полиграфа осуществляется более десятка тысяч проверок различного целевого назначения. Полиграф все шире внедряется в деятельность коммерческих структур, и по самым приближенным оценкам, количество проверок в негосударственной сфере превосходит объемы применения полиграфа в государственном секторе.

Качественное применение полиграфа возможно  определить наличием четырех составляющих, а именно: 
а) наличием четкой системы правового регулирования прикладного применения полиграфа; 
б) наличием научно-обоснованных методических норм применения полиграфа в практике;
 в) наличием надежных аппаратно-программных средств (компьютерных полиграфов), прошедших соответствующую аттестацию; 
г) наличием квалифицированных специалистов - полиграфологов.

Несмотря на то, что полиграф используется достаточно давно, профессия «полиграфолог» в чистом виде еще довольно редкая и отсутствует в официальном перечне профессий.

Но сегодня у сообщества полиграфологов появилась возможность это изменить. Созданная Национальная рамка квалификаций является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. Одновременно Национальной рамкой предусматриваются единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций как в рамках Российской Федерации, так и за ее пределами.
 
Все это позволяет  создать в Российской Федерации профессиональный стандарт «Специалист по проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа».

Время неумолимо и требования к компетенциям специалистов по проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа стали актуальны как никогда. Сейчас в Российской Федерации идет создание профессионального стандарта профессии «специалист-полиграфолог». При всесторонней информационной и методической поддержке Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) от Некоммерческого партнерства «Национальная Коллегия Полиграфологов»,  в Министерстве труда и социальной защиты  зарегистрирована и в феврале этого (2013) года принята в работу заявка на разработку профессионального стандарта «специалист-полиграфолог». Представители  «Национальной Коллегии Полиграфологов» принимали активное участие совместно с Агентством Стратегических Инициатив и другими общественными организациями во всех заседаниях по обсуждению и  разработке единого для всех отраслей  макета Профессионального стандарта, который впоследствии  был утвержден Министерством труда и социального развития.
 
Что такое профессиональный стандарт?

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности – именно такое определение термину устанавливает статья 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» ТК РФ в редакции Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 236-ФЗ

Профессиональный стандарт «Специалист по проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа»  – это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалиста-полиграфолога по данному виду деятельности, изложенные в виде структурированных характеристик трудовых функций.

Кому нужен данный профессиональный стандарт и чем он полезен?

Государству   
Создание современной системы квалификаций, а также формирование политики в области профессионального образования специалистов-полиграфологов положительно скажется на регулировании рынка труда в этой сфере и поможет организовать грамотное планирование объемов подготовки специалистов как для частных организаций, так и для государственных структур, использующих в своей деятельности полиграф.

Работодателям и заказчикам услуг   
•Стандартизация требований к специалистам в области полиграфологии для комплексной оценки их профессионального уровня; 
•Разработка корпоративных моделей и компетенций по специализациям специалистов; 
•Разработка критериев для отбора и расстановки кадров повлечет повышение качества и культуры исследований за счет возросшего профессионализма специалистов;
•Возможность конкретизировать явные требования к уровню образования и опыта специалистов.
Разработка программ специализации и повышения квалификации работников повлечет развитие мотивации специалистов-полиграфологов к повышению профессионального мастерства.

Специалистам-полиграфологам  
Повышение квалификации и мобильности, усиление конкурентоспособности за счет роста квалификации, а также серьезная мотивация на рост профессионализма и взаимодействия между научными и общественными объединениями специалистов в данной сфере.

Сфере образования
Разработка  современных  образовательных стандартов и программ с целевой                                  подготовкой специалистов позволит учитывать как запросы работодателей, так и динамично меняющиеся особенности рынка труда. Наличие профессионального стандарта даст возможность оценивать качество образовательного процесса по установленным им критериям и оперативно реагировать на изменение условий труда, принимая непосредственное  участие в расстановке и профессиональной ориентации кадров.

Основные проблемы, решить которые поможет профессиональный стандарт
•Качественный разрыв между спросом и предложением услуг полиграфологов; компетенцию работников не удовлетворяют работодателей, а профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда.
•Отсутствие современных профессиональных стандартов и современной национальной системы квалификаций, позволяющей согласовывать требования к профессиональному уровню сферы труда и качеству сферы образования по новым или постоянно меняющимся в ногу со временем профессиям.
•Отсутствие механизмов правового регулирования и взаимодействия систем профессионального образования и рынка труда.
•Необходимость создания условий для роста производительности труда за счет повышения качества подготовки специалистов-полиграфологов.
•Повышение уровня активности профессиональных сообществ и объединений в сфере полиграфологии для поддержания современных систем квалификаций специалистов.
 
Основные направления применения профессиональных стандартов
1.Повышение эффективности взаимодействия сферы труда и системы образования; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения специалистов-полиграфологов. 
2.Унификация и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности в сфере полиграфологии, определение единых квалификационных требований к специалистам.
3.Совершенствование производственной культуры, преодоление отставания от мировых лидеров в сфере применения полиграфа.
4.Добровольная сертификация профессиональной квалификации специалистов и выпускников организаций профессионального образования.
5.Создание условий для большей информированности будущих и действующих специалистов в области  полиграфологии, в том числе по выбору профильного учебного заведения, планирования специалистами своей карьеры и повышения уровня профессиональной подготовки.
6.Решение работодателями широкого круга задач в области  управления персоналом организаций:
•формирование кадровой политики;
•организация обучения и аттестации специалистов;
•разработка стандартов предприятия, должностных инструкций;
•тарификация работ, установление систем оплаты труда и др.

Структура макета профессионального стандарта
1. Общие сведения о виде профессиональной деятельности (наименование вида проф. деятельности и его место в структуре ОКВЭД).
2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности:
•обобщенные трудовые функции (ОТФ), входящий в состав вида проф. деятельности: 
  - трудовые функции, распределенные по квалификационным уровням.
3. Описание обобщенных трудовых функций:
3.1. Описания каждой ОТФ по структуре:
•связь ОТФ с общероссийскими классификаторами;
•наименования возможных должностей;
•требования к образованию и обучению;
•требования к практическому опыту;
3.1.1. Описания трудовых функций, образующих ОТФ по структуре:
•  трудовые действия;
•  необходимые умения;
•  необходимые знания.
4. Сведения об организации – разработчике профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт на законодательном уровне
В настоящее время профессиональный стандарт, его понятие и порядок утверждения регулируется следующими нормативными актами: 
•Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" в части, которая определяет понятие профессионального стандарта, порядок его разработки и утверждения.
•Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23  «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
•Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы.
•Приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах».

Подводя итог

Профессиональный стандарт, отвечающий насущным потребностям работодателей и условиям современного производства и экономики, реально может служить конкретным техническим заданием для создания учебных программных модулей профессиональной подготовки всех уровней образования, и как основного, так и дополнительного.

Профессиональный стандарт – это мобильно корректируемый документ, изменяющийся и совершенствующийся параллельно изменениям и совершенствованиям производства и экономики. Это документ, появляющийся одновременно с новой профессией, и исчезающий с ее упразднением. Следовательно, что и Национальная рамка квалификаций, как сборник существующих в стране профессий и их стандартов, так же является мобильно корректируемой категорией, как для самих работодателей, так и для системы профессионального образования. Каждая новая профессия, описанная в профессиональном стандарте Национальной рамки квалификаций, должна быть не просто доступна для учебных заведений, а, что самое важное, должна в себе содержать основу для введения подготовки к новой профессии в системе профессионального образования страны.

Должно действовать незыблемое правило: 
если профессия нашла место в Национальной рамке квалификаций, то учебное заведение вправе учить этой профессии в своих стенах, при условии, что ее учебная программа получила одобрение (аккредитацию) авторов профессионального стандарта (работодателей), а не разрешение Министерства образования.
 
Вот тогда внедрение новой профессии, в т.ч. по специальности «полиграфолог» в систему профессионального образования в нашей стране станет занимать не 96 – как сейчас, а всего лишь 1 месяц, что, в принципе, и будет отвечать требованиям инновационной экономики.


Оставить комментарий

Создание сайта: Media Masters Group