
Сегодня в Общественной палате РФ прошел Круглый стол «Итоги антикоррупционной пятилетки. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», собравший значительное представительство госслужащих, экспертов и общественных организаций, известных специалистов в этой области. Заседание стало логичным продолжением прошедшего 20 августа обсуждения Антикоррупционной Хартии российского бизнеса и еще одним звеном в целой цепочке планируемых мероприятий по данной тематике.
Основной темой сегодняшней дискуссии стал вопрос участия институтов гражданского общества в борьбе и профилактике коррупции и их взаимодействия с органами государственной власти. За последние годы в стране значительно выросло число организаций и инициатив, чьей специализацией является противодействие коррупции – это и бизнес-объединения, и правозащитные структуры, и отдельные эксперты. Как напомнил известный блогер Владимир Осечкин слова В.В. Путина, «монополии на борьбу с коррупцией нет ни у кого в нашей стране». Действительно, несмотря на активное развитие, усилия общественности в данном направлении довольно разрознены и часто нескоординированы. Коллегу поддержал Дмитрий Пронин, на личном примере показавший, что лишь совместные усилия блогеров, серьезных общественных организаций и СМИ смогли оказать серьезную поддержку его борьбе за правду.
Представители крупных общественных организаций, в которых противодействие коррупции является одним из основных направлений деятельности – Анатолий Данилов (ТПП РФ), Сергей Таут (Центр Общественных процедур «Бизнес против коррупции»), Анатолий Божков («Общественная приемная»), Дмитрий Жирков («Безопасное отечество») – свои выступления посвятили итогам работы организаций, коснулись вопросов и проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.
В частности, Сергей Таут рассказал об инициативе омбудсмена Бориса Титова по проекту института защиты прав предпринимателей, который в итоге вылился в Центр Общественных процедур «Бизнес против коррупции». «До сох пор вопрос безопасности бизнеса сохранил свою остроту, что ставит под угрозу инвестиционную привлекательность» - отметил Сергей Владимирович. Одновременно институты гражданского общества не могут и не должны подменять собой правоохранительные органы, их основная задача вырабатывать предложения по системному противодействию рейдерству, незаконным уголовным преследованиям и иным правонарушениям на основе поступающих обращений. Одним из предложений Сергея Владимировича стало введение кратных штрафов за экономические преступления в рамках реализации провозглашенного Президентом РФ принципа «за экономические преступления - экономические наказания».
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов, в свою очередь, положил начало дискуссии о создании координационного общественного органа для согласования деятельности всех общественных организаций, действующих в поле борьбы с коррупцией с целью более эффективной работы с населением и предпринимателями.
Кроме того, одним из предложений присутствующих стала выработка эффективных правовых механизмов защиты заявителей о коррупции. Как показала практика, эта проблема оказалась одной из наиболее серьезных и требующих скорейшего разрешения. Что подводит к необходимости серьезного совершенствования нормативно-правовой базы.

.jpg)
О состоянии современного законодательства в сфере противодействия коррупции говорил руководитель экспертного совета КС НСБ Александр Корсак, обративший внимание коллег на появление новых документов в данной сфере – это и национальная стратегия и план борьбы с коррупцией, и принципиальный во многих отношениях ФЗ №230 «О контроле за расходами должностных лиц». Однако, по мнению Александра Борисовича, остается целый ряд нерешенных задач, предложения по которым он высказал: ратификация статьи 20 Конвенции ООН «о незаконном обогащении», возвращение в правоприменительную практику института конфискации, вхождение в Конвенцию Совета Европы о противодействии коррупции. Также упрощение процедур лишения иммунитетов депутатов и судей и ускорение принятия закона о лоббизме станет серьезным подспорьем в деле борьбы с коррупцией, считает Александр Борисович.
Наибольший резонанс вызвало обсуждение практического взаимодействия общественных организаций и правоохранительных органов при решении конкретных примеров.
«Необходимо восстановить реальную картину, ни в коем случае не подменяя общественным контролем работу правоохранительных органов, но на примере нескольких дел, о которых говорили наши уважаемые гости и с которыми сталкиваюсь я, как член Общественной палаты, нам важно выработать систему взаимодействия и борьбы с целыми букетами угроз и бездействием отдельных представителей исполнительной власти – отметил Дмитрий Галочкин, модератор прошедшего заседания. Дмитрий Евгеньевич привел в пример несколько ситуаций, в которых только вмешательство или Общественной палаты РФ, или депутатов Государственной Думы РФ, создание широкого общественного резонанса смогли сдвинуть ситуации с мертвых точек, в т.ч. и бездействия правоохранительных органов, затягивания решения дел.
В завершении мероприятия заместитель начальника Управления по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ Юсуфов А.Ш. высоко оценил участие институтов гражданского общества во взаимодействии с органами государственной власти, в частности – с Генеральной прокуратурой, поддержав начинания по антикоррупционному воспитанию и юридическому просвещению граждан и призвав к борьбе с проявлениями коррупции на низшем уровне, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
По итогам заседания было принято решение о создании рабочей группы по разработке резолюции прошедшего Круглого стола, взявшей за основу проект резолюции, представленный ниже.
Проект
Общественная палата РФ, 19 сентября 2013г.
Круглый стол:
«Итоги антикоррупционной пятилетки.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Резолюция
«О реализации государственной антикоррупционной политики и мерах по её совершенствованию»
I. Опираясь на требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и положенияСанкт-Петербургской Декларации лидеров «Группы Двадцати», в которых принятие профилактических мер по предупреждению коррупции (в частности – формирование культурны нетерпимости к коррупции и овладение методами противодействия коррупции) рекомендовано как приоритетное направление деятельности государственных или общественных структур, выражаем свою активную поддержку инициатив общественных организаций, направленных на достижение указанных целей, а также готовы оказывать содействие развитию существующих проектов, таких как «Антикоррупционная хартия российского бизнеса», реализуемого при поддержке ТПП РФ, и иных инициатив, включающих в себя комплекс мероприятий по юридическому просвещению и антикоррупционному воспитанию граждан и особенно молодежи, таких как «Молодежный антикоррупционный проект» (МАП).
II. В целях более активного вовлечения экспертного сообщества и профессионально подготовленных представителей гражданского общества в процесс противодействия коррупции предлагается создание эффективных правовых механизмов. В том числе - разработка проекта Федерального закона «Об участии НКО в противодействии коррупции на территории России», в котором на основе положений ФЗ №273 необходимо определить круг прав и обязанностей правозащитников в данной области, сделав особый упор на проведение профилактических мероприятий по предупреждению коррупции и общественном контроле функционирования органов власти.
III. Для получения органами государственной власти и руководством государства достоверной и полной информации по проявлениям коррупции на уровне регионов и муниципальных образований, и по вопросам, связанным с исполнением в центре и на местах законодательных актов, направленных на борьбу с коррупцией, предлагается разработка единого механизма взаимодействия и координации Торгово-промышленной Палаты РФ, Общественной палаты РФ, ООО «Деловая Россия», Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, НКО и специализированных СМИ с системой судебно-правоохранительных органов.
IV. В целях практической реализации нормативных положений, связанных с организацией эффективного контроля со стороны гражданского общества за соблюдением антикоррупционных стандартов, руководствуясь статьей 7 Федерального закона № 273 от 25.12.2008 г. широко привлекать НКО к разработке и эффективному использованию следующих механизмов и мероприятий:
- взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами, с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- участие НКО в совершенствовании системы и структуры государственных органов, создания общественного контроля за их деятельностью;
- обеспечения доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в которой могут находиться сведения, подтверждающие коррупциогенность деятельности должностных лиц.
По итогам работы круглого стола создать рабочую группу, которая совместно с экспертами Координационного совета негосударственной сферы безопасности подготовят предложения для рассмотрения Советом по противодействию коррупции при Президенте РФ.
Список участников доступен по ссылке: http://files.mail.ru/DBA0EC62B06F419489C0356D9342A7A2
Материалы с сайта Медиапортала "ХРАНИТЕЛЬ" http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=75465